АЛЛАХ НЕ ДВУГЛАЗЫЙ
Автор: Шейх Абдуллах аль-Гумари
Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари
Комментарий: Абу Али аль-Аш'ари
Махди Шамсуддин
Источник: Даруль-Фикр.Ру
В наши дни сильно распространилось заблуждение антропоморфистов, которые приписывают Аллаху то, от чего Он чист и что недостойно Его величия.
В этой статье мы рассмотрим примеры явного и неприкрытого антропоморфизма авторитетных в этой среде их ученых - Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави и Ибн Усеймина.
Ибн Усеймин пишет в «Акыда Ахлю-с-сунна»:
أجمع أهل السنة على أن العينين اثنتان ويؤيده قول النبي صلى الله عليه وسلم في الدجال : إنه أعور وإن ربكم ليس بأعور .
"Иджма Ахлю-с-Сунна в том, что у Аллаха два глаза, потому что сказал Пророк о Даджале: "Он одноглазый, а ваш Господь не одноглазый1".
Чист Аллах от того, что Ему приписывают заблудшие муджассима!
Ибн Хазм аль-Андалуси, рахимахуллах, сказал: "Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста, позволяющего подобное описание2".
Ибн Джавзи аль-Ханбали, рахимахуллах, пишет3: «Некоторые джахили считают, что когда Пророк сказал, что Аллах не одноглазый, то этим утвердил по отношению к Аллаху два глаза. Это очень дурное понимание. Отрицание «одноглазия» - это отрицание наличия недостатков».
Слова Усеймина - классический пример антропоморфизма этой заблудшей группы, ведь они применяют кыяс4 между Аллахом и человеком. Нет в ни в аяте, ни в хадисе двойственного числа, а эти заблудшие, следуя своим страстям, описывают Аллаха тем, чем Он себя не описал. Хотя они и декларируют правило: "Аллаха можно описывать тем, чем только Аллах описал себя", - но сами первые нарушают его, приписывая Аллаху джулус и истикрар5, нузуль6, макан7, джихат8 и другие признаки сотворенного.
На самом деле, главное правило это группы - это сравнение Аллаха с человеком. Этот кыяс и является главным источником их описания Аллаха .
Имам-мухаддис Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, рахимахуллах, критикует из-за подобных взглядов ханбалита-муджассима и лютого ненавистника ашаритов Абу Исмаила аль-Ансари аль-Харави.
Шейх-мухаддис, в частности, пишет9:
"Аль-Харави для доказательства наличия у Всевышнего Аллаха двух глаз рассказывает хадис от Анаса ибн Малика, разыАллаху анху, который передал: "Посланник Аллаха сказал:
"Не посылал Аллах ни одного пророка так, чтобы он (пророк) не предупреждал народ свой о приходе одноглазого лжеца, что, поистине, он (лжец) - одноглазый и что Господь ваш не является одноглазым10 и что написано меж глаз его – слово кяфир" (хадис приводят Бухари и Муслим).
Шейх Абдулла аль-Гумари, рахимахуллах, сказал:
"Этот хадис не доказывает, что у Всевышнего Аллаха два глаза, и откуда он (аль-Харави) это взял?»
Если он понимает из слов хадиса: "...поистине, Господь ваш не является одноглазым", - что у Аллаха есть два глаза - это явная ошибка.
Ведь утверждение в отношении Аллаха тех или иных сифатов может состояться лишь через ясное, однозначное и определенное указание из достоверного сообщения "лафза" (термина).
Cлово "аль-‘айн" (глаз) в Коране употреблено по отношению к Аллаху в единственном числе:
"...чтоб выращен ты был перед Моим оком..."11,
а также во множественном:
"...поистине, ты перед глазами Нашими"
" ...(и) сооруди ковчег перед очами Нашими..."
"...чтобы плыл он (ковчег) на Наших глазах..."12.
Очевидно, что все приведенные аяты указывают на отношение термина "аль-'айн" к Всевышнему Аллаху, который означает либо характеристику Всевышнего сифатом Аль-Басар (Видение), либо атрибутом Аль-Хифз и Аль-Калят (хранение, защита, забота).
Ибн Хазм аль-Андалуси, рахимахуллах, сказал:
"Не дозволяется никому описывать Всевышнего Аллаха как имеющего два глаза, поскольку нет ясного, однозначного и достоверного текста на подобное описание".
Шейх аль-Гумари, рахимахуллах, сказал:
"И это обычное дело для аль-Харави, когда он в своей книге "Аль-Арбаин" утверждает в отношении Всевышнего Аллаха сифаты, на которые не указывает ясный и достоверный далиль (Коран, Сунна, иджма)".
(Конец слов шейха аль-Гумари, рахимахуллах)
Логика мушаббиха, когда они говорят, что у Аллаха два глаза, такова: если Даджаль - одноглазый и это недостаток, то сифатом совершенства Всевышнего Аллаха должно быть два глаза.
Но где доказательство тому, что совершенство (камаль) Всевышнего Аллаха заключается в наличии именно двух глаз, а не трех, пяти, десяти и так далее!?
Ясно, что мушаббиха здесь опираются лишь на свои личные, обусловленные суждениями ограниченного разума и эмпирическим опытом, представления о том, каким должно быть совершенство Аллаха. Они сравнивают совершенство Аллаха с тем, что считается совершенством для человека, – ведь для человека совершенством считается наличие двух глаз.
Имам Захид аль-Кавсари, рахимахуллах, сказал:
"Нет никакого пути и никакой возможности для отрицания того манхаджа13, которого в действительности придерживались Саляфы в понимании и толковании сифатов Всевышнего Аллаха.
Этот путь (путь Саляфов) заключается в одном лишь произнесении языком известных терминов, приведенных в Коране и Сунне и указывающих на те или иные сифаты Всевышнего Аллаха, с одновременным исповедованием абсолютного неподобия Аллаха сотворенному, исходя из слов Всевышнего: "Нет абсолютно ничего подобного Ему"14.
И всё это без углубления в значение данного термина или без добавления чего-либо к нему и без замены слова, приведенного в Коране и Сунне, другим словом или термином (не имеющим своего основания в Коране и Сунне).
Это и есть метод тафвид - освобождение слова, приведенного в Коране и Сунне, содержащего информацию о Сущности Аллаха, от характеристик, присущих сотворенному, и без конкретизации смысла термина.
И в этом халяфы15 никак не противоречат саляфам, хотя первые могут конкретизировать значение термина в соответствии с принципом танзиха, широко используя такие средства, направляющие к нему (танзиху), как соответствующее употребление данных слов носителями языка (арабами), указание контекста, в котором использован термин, и все обстоятельства использования слова.
При этом халяфы также стоят на позициях тафвида, отказываясь от конкретизации значения термина и адресуя знание о нем к Знанию Всевышнего Аллаха всякий раз, когда это значение не являет себя с ясностью, подобной ясности предутреннего рассвета.
Поэтому хиляф (разногласие), который есть между этими двумя группами, - незначительно. Ведь оба этих метода сходятся в основе - в следовании принципу танзих16.
Однако все наши претензии относятся к тем, кто толкует эти термины в известных среди них (мушаббиха) значениях, явно указывающих на характеристики сотворенного. Они заменяют приводимые в Коране и Сунне термины совсем другими словами, которые считают синонимами для первых. И в доказательство своей позиции они приводят слабые и ложные риваяты (хадисы).
Затем они прибавляют от себя то, о чем ничего не говорится в Коране и Сунне, превращая, например, приводимые в текстах Шариата аль-фи’аль (действия) в сифат Всевышнего Аллаха и т. п.
Эти люди вынуждены держать ответ согласно смыслу своих речей, и они - аль-хашавия17.
Мы не сомневаемся в явном заблуждении и далеком отстранении от дозволенного в отношении Сущности и сифатов Всевышнего Аллаха каждого, кто исповедует, что:
=Аллах буквально Своей Сущностью (би затихи) «воссел» (истаккара) на Трон;
=или спускается Своей Сущностью с трона;
=или усаживает возле Себя на Троне Посланника Аллаха ;
=или что присущий Его Сущности сифат Речи - это произносимые звуки;
=или что Его нисхождение (ан-нузуль) сопровождается движением, перемещением в пространстве и является сущностным нисхождением;
=или что Он обладает весом (ас-сикль), нажимая Своей тяжестью на несущих Трон ангелов;
=или что Всевышний находится в какой-либо стороне (джиха), имеет границу, предел, обладает местом;
=и что аль-хавадис (сотворенное, например, буквы Его Речи) присуще Его Сущности;
=или что Всевышний Аллах буквально соприкасается с троном или касается кого-либо из Своих творений .
Мы не сомневаемся в явном заблуждении каждого, кто исповедует эти или подобные им мерзости.
Скажем ещё, что все эти гнусные вещи настолько очевидны, что их никак нельзя скрыть под притязаниями на следование пути саляфов солих.
И акыду всех, кто исповедует вышеперечисленные мерзости, мы решительно отрицаем, считая совершенно ничтожными плоды их воображения.
И эти люди - ростки, которые проросли из зерен, посеянных в свое время хашавитами".
(Конец слов шейха аль-Кавсари).
И в заключение приведем слова четвертого праведного халифа - Али ибн Аби Талиба , который предупреждал о появлении антропоморфистов (муджассима).
Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, рахимахуллах, пишет18:
"Передается, что халиф Али ибн Аби Талиб сказал:
"Когда приблизится Час19, отступит от Ислама, став неверующей, группа людей из этой уммы".
Кто-то спросил халифа:
"О повелитель правоверных! Будет причиной их куфра нововведение или отрицание?"
Халиф ответил:
"Причина их неверия - отрицание. Они станут отрицать своего Творца, описывая Его как тело, составленное из частей (органов)".
-----------------------------
1. В хадисе рассказывается, что Даджаль в какой-то момент станет называть себя Аллахом. И Пророк говорит, что Даджаль будет одноглазым, а Аллах «не одноглазый», т. е. у Него нет никаких недостатков. Всевышний не подобен творению, и у Него нет недостатков, поэтому те, кто это понимает, поймут, что Даджаль - кяфир и лжец, приписывающий себе божественность
2. Т. е. нет ни аята, ни хадиса, который бы прямым текстом говорил о том, что Аллах описан "двумя глазами".
3. Ибн Джавзи аль-Ханбали, Дафуу шубха ташбих, с. 263.
4. Суждение по аналогии.
5. Восседание на троне.
6. Буквальное движение сверху вниз.
7. Место в пространстве.
8. Сторона; направление.
9. Шейх Абдулла ибн Сиддик аль-Гумари, Фатхуль-муин би накди китабиль-арбаин, с. 36.
10. Здесь под "одноглазым" имеется в виду человек, который видит только одним глазом из-за повреждения другого глаза. Даджаль – не буквально одноглазый, а одноглазый из-за того, что другой его глаз не видит.
11. Сура Та Ха, аят 39.
12. Сура аль-Камар, аят 14.
13. Манхадж - метод
14. Сура аш-Шура, 11-й аят.
15. Алимы, следующие за поколением саляфов
16. Танзих - абсолютное неподобие Аллаха Его творениям.
17. Одна из групп антропоморфистов – так или иначе уподобляющих Всевышнего Аллаха Его творениям.
18. Шейх ибн аль-Муаллим аль-Карши, Наджмуль-Мухтади, стр. 588.
19. Имеется в виду Судный День.