Слова саляфов про знания, тазкию, иджазу.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, наступят для людей такие годы, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; когда слово будет за жалким человеком». Его спросили: “А кто такой жалкий человек?” Он ответил: «Глупец, который будут решать всенародные дела». Ахмад 2/291, Ибн Маджа 4036. Шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани назвали хадис хорошим.
А так же посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». ат-Табарани, хадис достоверный, См. «Сахихуль-джами'» 2207.
Ибн Мас’уд сказал: “Люди будут пребывать в благополучии, пока будут приобретать знания от сподвижников Мухаммада и больших ученых. А когда они станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут”. ат-Табарани 8589, ‘Абдур-Раззакъ 11/249. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
Имам Ибн Кутайба сказал: “Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учеными будут пожилые шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение. Молодому же человеку свойственны все эти недостатки, от которых обезопасил себя шейх, и если они им овладеют, и он вынесет фатуа, то погубит себя и других”. См. “Насыхату ахлиль-хадис” 93.
Максимум, что может сделать молодой – это передавать фатауа больших ученных, которое он узнал! Имам Ибн аль-Мубарак “Если молодой передаёт то, что слышал от большого учёного, то он не является малым”. См. “аз-Зухд” 31.
Сообщается, что Ибн Мас’уд так же говорил: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 10/510.
Шейх Салих аль-Фаузан (хафизу Ллах) говорит:
“Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их 'акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 47.
Пророк ﷺ давал право обучать более знающим сахабам менее знающих сахабов и ансаров. Как, например он ﷺ сказал: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда, Убай ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима вольноотпущенника Абу Хузайфы». аль-Бухари 3/299, Муслим 7/149.
Также со слов ‘Аиши сообщается, что однажды посланник Аллаха ﷺ упомянув о двух лицемерах, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.
«Уляма делают тазкия (иджазу) друг другу, что берет свое начало от сахабов пророка ﷺ, которым в свое время сделал тазкия сам пророк ﷺ. Сахабы делали тазкия таби’инам, таби’ины своим последователям, и цепочка продолжалась. И так имам Малик сделал тазкию аш-Шафи’и, аш-Шафи’и сделал тазкию Ахмаду. И таким образом это Сунна продолжается, и будет продолжаться вплоть до Судного дня, что когда появится ‘Иса (мир ему), он сделает тазкия Махди!» См. “аль-Кауашифуль-джалия” 230.
(А также имамаы Абу Ханифа и Малик дали тазкия имаму Мухаммаду аш-Шайбани. Имам Малик и имам Мухаммад аш-Шайбани дали тазкия имаму аш-Шафии. Так же Абу Ханифа и имама Мухаммад аш-Шайбани дали тазкия имаму Абу Юсуфу. И так же имам Абу Юсуф и имам аш-Шафии дали такзкия имаму Ахмаду).
Имам Малик сказал: “Я не давал фатвы до тех пор, пока 70 людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”. Абу Ну’айм 6/316.
Имам аш-Шафии сказал: "Обладателем знания является лишь тот, за кого засвидетельствовали другие обладатели знания!"
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Саляфы не переставали делать тазкия друг другу, и они наследовали это последующим поколениям. И наши ученые не брали знания, кроме как от того, за кого сделали тазкия и кто получил разрешение (иджаза) от ученых!” (См. “Ахамияту-ттазкия” 5).
Муджахид ибн Джабр аль-Макки известнейший ученик величайшего сподвижника и толкователя Корана, ‘АбдуЛлаха ибн ‘Аббаса, говорил: “Не принимается религия кроме как от знающих религию!” См. “аль-мухаддисуль-фасыль” 445.
Имам аш-Шатыби сказал: “Улям (обладатель знания), о котором не сказали Уляма (обладатели знания), что он Улям (что он обладает знаниями), не является Улямом (обладателем знания), до тех пор, пока другие Уляма (другие обладатели знания) не засвидетельствуют о нем, что он Улям (т.е. что он обладает знаниями)! ” См. “аль-И’тисам” 2/738.
‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Имам Малик говорил: “Поистине, эти знания – твоя кровь и плоть, за которое ты будешь спрошен в Судный день! Так смотри же на того, у кого ты берешь эти знания!” См. “аль-Мухаддисуль-фасыль” 444.
Имам Малик также сказал: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто знающей, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.
Имам Рома Хурмузи - в своей книги "Аль мухадиссу фусыль" передает от Абуллах Ибн Ауна (общий смысл его слов): "Наши ученные единогласно сошлись на том что если человек не известен тем что требовал знания у ученных не выезжал по городам к ним то он не является ученным и не имеет право давать фатва."
И Ибн 'Аун так же говорил: “Не берите знание кроме как от того, за кого свидетельствовали, что он является требующим знание!” См. “ат-Тамхид” 1/45.
Имам Малик сказал - что человек который не требовал знания, сидел у себя дома, самостоятельно изучая религию, вред его может быть больше чем пользы. Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы – религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.
Имам Ибн аль-Джаузи в книги «Саид аль-Хатир» говорит: "...Таким образом, я получил от этих двух пользы больше, чем от других, и я уяснил из этого вот что: наставление людей своим поступком более вдохновляющее, чем наставление словами. Поэтому, следует выполнять то, что знаешь, ведь, поистине, это большая опора. И мискин, истинный мискин (бедняк), тот, кто растрачивает свою жизнь на прослушивание того, что он не делает, так, что он упускает блага дунии и блаженства ахиры. (Вдобавок), он придёт (в День Суда) банкротом, с весомыми доказательствами против себя же".
Имам аш-Шафи'и сказал: “Никому не дозволяется давать фатвы в религии Аллаха, кроме человека знающего книгу Аллаха; знающий отменяющие аяты и отмененные (насих уаль-мансух); знающий ясные и не ясные аяты (мухкам и муташабих); знает их толкование; знает какие аяты Мединские, а какие Меканские, и что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы. Также необходимо, что бы он знал хадисы посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); знал, какие хадисы отменяющие, а какие отмененные, и что бы он знал язык. И вместе с этим он должен быть справедлив, непристрастен и не быть многословным, что бы он был в курсе данных разногласий, и что бы у него был талант и способность. И если человек такой, то он может говорить о халяле и хараме, и давать фатвы, а кто не такой, то он не дает фатву!” аль-Хатыб в “аль-Факъих уаль-матафакъих” 2/330.
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.
Аль-Къасим ибн Мухаммад сказал: “Противнее невежества – это слова, сказанные без знания и передача сообщений от ненадежных!” См. “ат-Тамхид” 1/46.
От Абу ‘Асыма ан-Набиля сообщается, что однажды, когда он сидел в обществе Суфьяна ас-Саури, пришел молодой парень из числа обладающих знанием, который стал разговаривать, превознося себя с помощью знания над теми, кто был старше него. И разгневался Суфьян и сказал: “Не были саляфы (сахабы) такими. Не один из них не претендовал на имама и не садился на почетное место, пока не требовал знание тридцать лет! А ты превозносишься над теми, кто старше тебя в годах. Встань и уходи, ибо я не вижу никого, кто был бы ниже тебя в моем маджлисе”. См. “аль-Мадхаль иля Сунаниль-кубра лиль-Байхакъи” 1/388.
Имам Ибн аль-Мубарак “Если малый передаёт то, что слышал от большого учёного, то он не является малым”. См. “аз-Зухд” 31.
Максимум, что может сделать молодой (знанием) – это передавать фатвы больших ученных, которые он узнал и так до тех пор, пока обладатели знания не засвидетельствуют за него, что он обладает обладает знанием и может передавать их другим, будь то в виде фатв или уроков.
Истину сказал имам Абу Шама: “Чаще всего люди попадают в бид’а по причине того, что они начинают считать какого-то человека богобоязненным и обладающим знанием, тогда как тот не является таким в своей основе. И такие люди начинают взирать на их слова и дела и следовать за ними в этом, и приводят к нечестию свои дела!” См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/670.
Имам аш-Шатыби сказал: “Проблемы людей происходят по причине джахилей, которых они считают учеными”. См. “аль-И’тисам” 1/145.
Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.
Он также говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путает и ошибается!” См. “ат-Тамхид” 1/66.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Те люди, которые в исламской общине имеют правдивый язык, и о них отзываются с похвалой и хвалят многие нации в общине, они и есть имамы ведущие прямым путём и светильники во мраке! И ошибки таких людей незначительны по сравнению с их правильными мнениями!” (См. “Маджму'уль-фатауа” 11/43).
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение преувеличивающих, добавление заблудших и толкование невежд». (аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам аль-‘Укъайли, аль-Къасталяни, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут).
Также и хадис Ибн Мас’уда ﷺ да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из его народа, следовавшие его сунне (пути) и выполнявшие его веления. А на смену им пришли говорящие то, чего они не делают, и делающие то, чего им не велели. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» (Муслим № 50).
В действительности так и случилось, после первых праведных поколений (саляфов) пришли люди (халяфы), которые внесли в вероубеждения Ислама такие искаженные теории и понятия, как: мутазилизм; ашаризм; матуридизм; джахмизм; джабаризм; кадаризм; и т.п. Именно против этих людей искажающих Ислам и вносящих в него нововведения и призывал бороться посланник Аллаха ﷺ.
И также он, да благословит и приветствует его Аллах, во многих хадисах упоминул слово «аль-гъураба» (чуждые).
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Посланник Аллаха ﷺ в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: «Туба для чуждых (гъураба)». Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он ﷺ сказал: «Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться». Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность данного хадиса.
Имам аль-Аджурри сказал: “Когда увеличится число заблудших течений, они введут в заблуждение множество людей, и станут тогда приверженцы истины, следующие Исламу, чуждыми среди людей (гъураба) ”. См. “Сыфатуль-гъураба” 27.
Когда пророка ﷺ спросили: “О посланник Аллаха! Что такое Туба?” Он ответил: «Это дерево в Раю, длиною в сто лет». аль-Бухари 6/233, Муслим 2826.
К «гъураба» помимо тех, кто будет следовать истине, когда наступят времена смут, относятся в первую очередь ученые. Пророк ﷺ говорил: «Поистине, началась эта религия будучи чуждой и закончится чуждой. И Туба для гъураба, которые приведут в порядок то, что люди испортили из моей Сунны после меня». ат-Тирмизи, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1273.
Привести в порядок Сунну, которую исказили, могут только обладающие знанием, как сказал это шейх аль-Альбани. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 149.
Саляфиты будут следовать за саляфами, а халяфиты за халяфами. Последователи истины будут следовать за истиной, а последователи нововведений и страстей за нововведениями и страстями. И так посланник Аллаха ﷺ говорил о существовании в этой общине группы мусульман именуемой “ат-таифатуль-мансура” /победоносная община/, которые будут придерживаться истины всегда, вплоть до Судного дня,. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них. И так будет до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха! » аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52 (1920).
В комментариях сказано, что под «повелением Аллаха» подразумевается ветер с приятным запахом, который прикосновением заберет души верующих в преддверии Судного дня. См. “Фатхуль-Бари” 13/205.
Ибн аль-Мубарак сказал: “Это знатоки хадисов (асхабуль-хадис)”. См. “Шарафу асхабиль-хадис” 26.
Имам Ахмад сказал: “Если они не знатоки хадисов, тогда я не знаю кто они!”. аль-Хаким в “Ма’рифату ‘улюмиль-хадис” 4.